На кануне священного праздника – Дня Победы- в Кимовском историко-краеведческом музее им. В.А. Юдина прошла праздничная встреча-концерт «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?!». Открыла творческую часть встречи экскурсовод Елена Кокорева, эмоционально и проникновенно прочитав отрывок «Гармонист» из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин». Тон встречи был задан, а дальше… на одном дыхании звучал иллюстративный рассказ об изобретении хроматической гармони, о разнообразии фольклорных названий этого инструмента в разных губерниях, о мажорном звукоряде, частушках и маршах.
Великая Отечественная война 1941-1945г.г.ворвалась смерчем в судьбу каждого советского человека. Она разрушила планы, мечты, лишила страну естественного хода развития. Умом каждого человека овладела лишь одна мысль – отстоять Родину. Но нередко людей охватывало отчаяние, и тогда, как нельзя более, кстати, приходилось появление концертной фронтовой бригады, где были гармони и баяны.
На фронтовых дорогах они нередко заменяли все другие инструменты - фортепиано, скрипку, балалайку, гитару. И это неудивительно. Ведь гармонь и баян были незаменимы благодаря своим качествам: они были компактны и неприхотливы.
Гармонистам было нелегко – помимо солдатской амуниции, нужно было носить и инструмент.
Гармоники - звонкие, многоголосые, заменяли целый оркестр. Не удивительно, что на фронте все - от великой Лидии Руслановой до безвестных красноармейцев - пели и плясали под аккомпанемент гармони ("однорядки", "двухрядки") или баяна - "трехрядки".
Гармошку любили и красноармейцы, и американские союзники. Даже солдаты Вермахта прекращали обстрелы, когда в окопах «Иванов» звучала гармонь.
Трепетное отношение бойцов к гармошке объяснялось просто: они выросли на ее наигрышах.
Пела русская гармошка в землянке, в окопе, в брошенной избе, в прифронтовом лесу, в городских руинах.
Практически в каждом партизанском отряде была построена землянка-клуб. Партизаны собирались в клубной землянке. Песни, шутки, анекдоты являлись главными спутниками партизан.
Во время концертов большинство слушателей группировалось вокруг гармони и баяна. Людиполучали огромный эмоциональный заряд энергии, песня под гармонь или баян, давала людям терпение и веру, заставляла забыть и отвлечься от всех тягот военной жизни, именно она вела за собой в бой, давая духовную пищу русскому народу, что оказало решающее влияние на достижение победы.
Общее воспоминание свидетелей Победы - переливы гармони.
"Победа! Победа!"... Обнимались, целовались, кто плакал, кто смеялся. Откуда-то взялись гармошки, песни пошли, пляски".
"Надрывались гармони и баяны, все плясали, дробили солдатские каблуки, бренчали ордена и медали у солдат-фронтовиков...".
"Небо чистое, день такой погожий, гармонь играет, все поют, обнимаются, и над куполом Рейхстага Красное знамя».
В тот день пела и плясала под русскую гармонику вся страна, вся армия, вся Европа.
Трудной и долгой была дорога к Победе. Нелегкий путь по пыльным фронтовым дорогам прошла вместе с бойцами гармонь. Среди народных музыкальных инструментов она была и остается самой любимой и популярной.
Война безжалостно отбирала у людей самое дорогое: любовь, родных, уверенность в завтрашнем дне, детство и счастье, даже надежду, но всегда у людей оставалось только одно — музыка.
Мини-концерт учащихся Кимовской детской школы искусств стал прекрасныйм завершением встречи! На импровизированной музейной сцене звучали:
«Прощание славянки» В.Агапкина в исполнении баяниста Дмитрия Саяпина, «В землянке» К. Листова в исполнении баяниста Антона Сережкина, «Темная ночь» в исполнении баяниста Олега Терехова и «Фронтовая новелла» М.Товпеко в блестящем исполнении трио аккордеонистов в составе Матвея Гариева, Кирилла Ромашина, и Ивана Симонова. Талантливые, молодые, красивые- они покорили всех гостей музея своим исполнительским мастерством! Они – гордость не только своих замечательных преподавателей –Ирины Валерьевны Ерохиной и Римы Шамсимухаметовны Яфаровой- но и гордость, и будущее нашего родного города. Спасибо Вам, ребята! Низкий поклон Вам, уважаемые преподаватели за наших детей!