Таланты ваши оценить
Никто не в силах, без сомненья!
Того ни с чем нельзя сравнить,
Что выше всякого сравненья!..
Вы рождены пленять сердца
Душой, умом и красотою…
Эти строки знаменитого поэта Александра Полежаева посвящены дочери помещика Ивана Петровича Бибикова–Екатерине.
Екатерина Ивановна, по мужу Раевская – дочь жандармского подполковника Ивана Петровича Бибикова и Софии Гавриловны Бибиковой – родилась в с. Никитское Епифанского уезда. Отец Екатерины, будучи военным, воевал в турецком походе при Кутузове; во время войны 1812-1813 гг. служил адъютантом при генерале Тормасове. В 1813 г. посетил Гете в Веймаре, был знаком с Пушкиным и писал стихи («Исторический вестник», 1898, ноябрь). Выйдя в отставку, жандармский полковник И. П. Бибиков под влиянием родственника по жене – Бенкендорфа, с которым был дружен, вновь поступил на службу при воцарении Николая I. Мать Е. И. Раевской, С. Г. Бибикова, в 1813 г. стала фрейлиной, а вдова ее брата, Павла Гавриловича Бибикова, вышла замуж за Бенкендорфа.
Шестнадцатилетней Екатериной Бибиковой увлекся поэт Александр Полежаев, который по приглашению Ивана Петровича проживал в их доме летом 1834 г., И. П. Бибиков сделал попытку снискать у Николая I прощение опальному поэту, но ничего не вышло. Александру Полежаеву пришлось скрыться, однако цикл стихотворений, посвященных юной красавице, пленяет сердца наших соотечественников до сих пор.
Никто не в силах, без сомненья!
Того ни с чем нельзя сравнить,
Что выше всякого сравненья!..
Вы рождены пленять сердца
Душой, умом и красотою…
Эти строки знаменитого поэта Александра Полежаева посвящены дочери помещика Ивана Петровича Бибикова–Екатерине.
Екатерина Ивановна, по мужу Раевская – дочь жандармского подполковника Ивана Петровича Бибикова и Софии Гавриловны Бибиковой – родилась в с. Никитское Епифанского уезда. Отец Екатерины, будучи военным, воевал в турецком походе при Кутузове; во время войны 1812-1813 гг. служил адъютантом при генерале Тормасове. В 1813 г. посетил Гете в Веймаре, был знаком с Пушкиным и писал стихи («Исторический вестник», 1898, ноябрь). Выйдя в отставку, жандармский полковник И. П. Бибиков под влиянием родственника по жене – Бенкендорфа, с которым был дружен, вновь поступил на службу при воцарении Николая I. Мать Е. И. Раевской, С. Г. Бибикова, в 1813 г. стала фрейлиной, а вдова ее брата, Павла Гавриловича Бибикова, вышла замуж за Бенкендорфа.
Шестнадцатилетней Екатериной Бибиковой увлекся поэт Александр Полежаев, который по приглашению Ивана Петровича проживал в их доме летом 1834 г., И. П. Бибиков сделал попытку снискать у Николая I прощение опальному поэту, но ничего не вышло. Александру Полежаеву пришлось скрыться, однако цикл стихотворений, посвященных юной красавице, пленяет сердца наших соотечественников до сих пор.
Портрет А.Н. Полежаева, написанный Е.И. Бибиковой. Акварель. 1834 г.
Выйдя в 1835 г. замуж за каширского помещика Ивана Артемьевича Раевского (1815-1869 гг.), Екатерина Ивановна провела конец своей жизни в Рязанской губернии, где занялась литературной деятельностью и опубликовала ряд очерков и воспоминаний под именем «Старушка из степи». В «Русском архиве» напечатаны ее «Встреча с Полежаевым», «В память В. А. Золотова», «Из памятной книги Е. И. Раевской. Декабристы (И. Г. Бибиков, кн. Валерьян Голицын, М. Н. Нарышкин)», «Приживальщики и приживалки», «Заметка о гр. Е. П. Растопчиной», «В память немногих. О врачах», «Из воспоминаний Е. И. Раевской. Барон Менгден. Князь Черкасский перед дуэлью. Его крестьяне». В книжках «Недели» Е. И. Раевская опубликовала «Степных слуг» (1889 г.). В «Историческом вестнике» она напечатала свои мемуары, касающиеся ее предков, родителей и их окружения. Наконец, в одной театральной газете Е. И. Раевская напечатала «К портрету Михаила Семеновича Щепкина». Этот портрет был нарисован самой Раевской.
Екатерина Ивановна занималась живописью. Она брала уроки рисования в московской Школе живописи и ваяния. Аккуратные подлинники ее воспоминаний снабжены собственноручно сделанными рисунками, миниатюрами и виньетками. Сохранился также ряд написанных ею больших акварельных портретов. Приложенный к изданию Полежаева гравированный портрет поэта был нарисован с натуры Е. И. Бибиковой в 1834 г.
Екатерина Ивановна была знакома с Львом Николаевичем Толстым. Когда он в 1891 г. приехал в Бегичевку, имение своего друга Ивана Ивановича Раевского (сына Екатерины Ивановны), чтобы руководить делом помощи голодающим нескольких уездов, Е. И. Раевская, проживая в двух верстах от Толстого, внимательно следила за его деятельностью, бывала его оживленной собеседницей, когда он приходил на хутор, и записывала высказывания Толстого при всяком свидании с ним. Делая записи в своем дневнике с 28 октября 1891 г. до мая 1892 г., она составила полное и конкретное описание деятельности Толстого. Дневник Е. И. Раевской интересен также рядом новых данных о Толстом, неизвестных или малоизвестных.
Екатерина Ивановна занималась живописью. Она брала уроки рисования в московской Школе живописи и ваяния. Аккуратные подлинники ее воспоминаний снабжены собственноручно сделанными рисунками, миниатюрами и виньетками. Сохранился также ряд написанных ею больших акварельных портретов. Приложенный к изданию Полежаева гравированный портрет поэта был нарисован с натуры Е. И. Бибиковой в 1834 г.
Екатерина Ивановна была знакома с Львом Николаевичем Толстым. Когда он в 1891 г. приехал в Бегичевку, имение своего друга Ивана Ивановича Раевского (сына Екатерины Ивановны), чтобы руководить делом помощи голодающим нескольких уездов, Е. И. Раевская, проживая в двух верстах от Толстого, внимательно следила за его деятельностью, бывала его оживленной собеседницей, когда он приходил на хутор, и записывала высказывания Толстого при всяком свидании с ним. Делая записи в своем дневнике с 28 октября 1891 г. до мая 1892 г., она составила полное и конкретное описание деятельности Толстого. Дневник Е. И. Раевской интересен также рядом новых данных о Толстом, неизвестных или малоизвестных.