Известный историк-краевед XIX века уроженец Тульской земли Иван Афремов в "Историческом обозрении Тульского края", изданном в 1850 году, писал, что "страны обитаемой Тульской губернии были почти непроходимы. Дремучие леса от берегов Оки до берегов Осетра и Дона тянулись по всему протяжению, делая пути сообщения весьма затруднительными".
По присоединении Тулы и края к Московскому государству - Великому княжеству в 1502 году (при царе Иване III) было положено начало почте. Учреждены по главным дорогам ямы (почтовые станции) для проезда гонцов из Москвы и обратно. Такие дороги обычно называли большаками или трактами.
Именно такой большак был проложен по территории нашего района (в современных границах). Дорога начиналась от Москвы, шла на Каширу, Венев, Епифань и далее к пристаням в верховьях Дона.
На территорию нашего района большак вступал на переправе через речку Марковку. Она пересекает деревню Дудкино (в более ранних документах - Красное). Большак шел по более возвышенной части марковских лесов, по северной окраине Карачевского леса и далее через современные населенные пункты: Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), Рождествено, Епифань.
Почтовая станция находилась недалеко от нынешней водонапорной башни КРЭМЗа. Ямщики же жили несколько южнее, в так называемых Двориках (в документах их называют Малой Михайловной). В настоящее время вся эта территория относится к району улицы Первомайской.
По этому большаку перегонялись гурты скота на бойни в большие города. Для остановки на ночлег и отдых строились загоны около ручьев и ключей. Такой постоялый двор находился в Двориках, на месте, где проживают Федотовы и Юдины, а также на противоположной стороне, где стоит дом Судаковых. Там было много ключей с хорошей питьевой водой, которые частично сохранились до настоящего времени.
Обычно недалеко от дороги, на окраине леса или водоема возникали более крупные насаленные пункты. Так, в начале XVII века, а точнее, в 1622 году, в одном километре от постоялого двора на северо-западной окраине Карачевского леса возникло поселение под названием Большая Михайловка. Вначале она относилась к Иваньковскому, а затем к Гранковскому приходу.
Церковь в Гранках была построена во имя архангела Михаила, поэтому окружающие деревни и починки назывались Михайловками, а Гранки в летописях иногда записаны как Архангельское. В 1874 году в Карачеве на средства помещицы Ладыженской была построена церковь во имя иконы Иверской Божией Матери. И Михайловка с этого времени стала относиться к Карачевскому приходу.
В книге "Города и селения Тульской губернии" под редакцией академика Кеппена говорится, что в 1857 году в Михайловке проживало 153 крепостных крестьянина. В том же году в деревне была открыта земская школа.
Поисковые работы для строительства Сызрань-Вяземской железной дороги начались в 1858 году. Существует несколько версий о месте прокладывания этой дороги. Почему железная дорога была проложена не рядом с уездным городом Епифань, а через неизвестную Михайловку? Существует такая легенда, что в этом виноваты епифанские купцы, которые будто бы не дали взятку строителям, и те не повели дорогу через Епифань.
Скорее всего это не так. Любое строительство начинается с расчетов: выгодно ли это с экономической точки зрения?
Предположим, что железную дорогу решили бы проводить по северной части Епифани. Сделать это не удалось бы, так как на пути лежало труднопроходимое Епифаново болото с глубокими (до 20 метров) карстовыми озерами, мощными торфяниками и другими природными препятствиями. Если бы строители проводили дорогу по южной окраине Епифани, то на их пути лежали бы глубокие овраги Осетрика, болота Лебяжьего Усада (Нагишей) и нужно было бы строить высокие насыпи или виадуки по берегу Дона.
Посмотрим на рельеф местности, где проходит железная дорога. Мы не видим ни одного крупного моста, так как дорога проходит по водоразделу между бассейнами Дона и Оки. Строительство дороги обошлось гораздо дешевле. Вот причина того, что дорога прошла севернее Епифани на 15 километров.
Вся история Михайловки (Кимовска) связана с железной дорогой. После реформы 1861 года в России быстро начала развиваться промышленность. Но этому естественному процессу мешала слабая насыщенность железнодорожным транспортом, ведь в зимнее время водные пути прекращали свою деятельность. В нашей местности была одна железная дорога - с севера на юг, а вот в широтном направлении нет. Поэтому так важна была новая дорога.
Строительство Сызрань-Вяземской железной дороги началось в 1869 году, а уже 16 декабря 1874 года по ней прошел первый паровоз.
На территории нашего района, в границах прежнего Епифанского уезда, были построены такие железнодорожные разъезды и станции, как Узловая, Бобрики, 14-й разъезд (Гранки), станция Епифань, 15-й разъезд (Водбольское), 16-й разъезд (станция Львово) и станция Клекотки.
За это время через Карачевский лес, сделав просеку, построили шоссейную дорогу, соединяющую железнодорожную станцию с одноименным городом. Длина дороги составляла 15 верст (около 16 километров). А до этого времени дорога в Епифань проходила через Каречево, Хомутовку, Аджамки, Наталинку (Вороньи Выселки), далее через Рождествено, Алешино.
Жители Двориков продолжали заниматься своим ремеслом, перевозили грузы и пассажиров от станции до города Епифань, а также отвозили пассажиров в близлежащие населенные пункты и деревни. Такой работой они занимались до 30-х годов, то есть до начала коллективизации. Извозом в Двориках занимались Бушуевы, Константиновы, Новиковы и другие.
Вначале все мосты на железной дороге до самого Скопина были деревянными, лишь мост через реку Дон у деревни Ренево был металлическим. Около моста через Дон была построена водокачка, с которой подавали воду на станцию Епифань для заправки проходивших паровозов.
В 1915 году деревянные мосты на железной дороге (через ручьи и овраги) были заменены на каменные. До сего времени на некоторых каменных мостах сохранились цифры "1915". каменных мостах сохранились цифры "1915".
Интересно отметить одну деталь: в постройке мостов и реконструкции железной дороги использовали военнопленных австро-венгерской армии, попавших в плен а начале первой мировой войны. В большинстве своем пленные были чехами, словаками, реже венграми. Содержались они без конвоя, часто ходили в близлежащие деревни - Урусово, Зубовку, Кривозерье и другие. Некоторые знакомились со вдовами и девушками, женились, остались потом на постоянное жительство в этих местах.
Что же представляла станция Епифань в те годы? Вокзал был деревянный, обшит тесом. Сохранилась фотография вокзала станции Епифань, сделанная в начале века помещиком Базилевичем и сохраненная жительницей села Иванькова Марией Ивановной Богомазовой. В таком виде вокзал существовал до 23 ноября 1941 года, до момента оккупации немецко-фашистскими захватчиками нашего района, которые сожгли здание.
Помещение вокзала делилось на две части: зал ожидания и служебное помещение, где находились аппаратная, комната для стрелочников и кондукторская. Почему для кондукторов товарных поездов отводилось специальное помещение? А дело было вот в чем. Торможение составов на перегонах между станциями производилось вручную кондукторами. Когда поезд шел под уклон, чтобы вагоны не развивали чрезмерную скорость, колесные пары тормозили винтовым тормозом вручную. А когда состав шел на подъем, то тормозные колодки, тоже вручную, отпускали.
Поездная бригада того времени доходила до 20 человек и более. В зимнее время проводники вынуждены были где-то обогреваться. На многих вагонах имелись тормозные площадки, но они были открытыми и от холода не защищали. Вот проводники и грелись в отведенных для них помещениях на станциях. Здание вокзала находилось примерно на том же месте, где и в настоящее время. От вокзала в сторону переходного моста стояла кирпичная водонапорная башня с верхней деревянной надстройкой. Башня была разрушена во время войны.
Между вокзалом и водонапорной башней, где находится теперь служебное трехэтажное здание, находился ухоженный садик с невысокой ажурной оградой. В летнее время в этом садике открывался ресторан. А когда при железнодорожной станции была построена небольшая электростанция, ресторан работал и в вечернее время. Ресторан открыли Трубниковы из Клекоток (ныне Скопинского района Рязанской области). Стены здания первой электростанции сохранились до настоящего времени, там после небольшой реконструкции сделали жилое помещение.
Вокзал и прилегающая к нему территория были одним из самых притягательных мест для жителей Михайловки и рабочих железной дороги. Как и на всех станциях того времени, к приходу пассажирского поезда собирались местные жители и много молодежи. А в хорошую погоду приходили из близлежащих деревень. Но, в отличие от других, на станции Епифань на было никаких базарчиков и торговли с рук. В самом здании вокзала работал буфет где готовили горячие первые блюда. Недалеко от водонапорной башни, ближе к вокзалу, стояла небольшая деревянная будка. Пассажиры всегда могли найти там горячую и холодную воду. Для этой цепи из будки выходили два крана.
Основных путей на станции было четыре, а еще два тупика, подходивших к складам или, как их еще называли, лабазу. В конце прошлого века около тупиков были построены хранилища для засыпки зерна, а в начале этого столетия - большой элеватор. Он находился на противоположной стороне вокзала, несколько восточное. Сгорел элеватор в начале 30-х годов. Складские помещения были уничтожены во время Великой Отечественной войны.
Вскоре после открытия движения поездов по железной дороге появились первые купцы и торговцы. Селились они от вокзала к востоку (ныне улица Вокзальная). Это были братья Ушаковы, Ермолаевы, Бирюковы, Бушуевы и другие. Так, Ермолаевы построили паровую мельницу к югу от вокзала. Работала крупорушка, которая находилась почти напротив моста для перехода через железную дорогу.
В 80-х годах прошлого столетия начали переселяться в Михайловку мастеровые люди из окружающих деревень и других мест. Селились они к югу от вокзала по новой дороге в Епифань. Это были Васильевы, Сучковы, Замятины, Мещеряковы и другие. Кроме паровых и нефтяных движков, на мельницах и крупорушках применялись и старинные русские изобретения, такие, как "топчаны" и "коногоны", которые приводились в действие лошадьми.
Бирюковы открыли чайную, которая находилась на месте бывшего районного Дома культуры. Несколько южнее стоял деревянный двухэтажный дом, в котором впоследствии на нижнем этаже располагались аптека и райком комсомола. Дом существовал до Великой Отечественной войны.
В 1883 году несколько западнее вокзала купец Чесноков построил кирпичный магазин (ныне здание церкви) и гостиницу (ныне отделение милиции). Интересно, что для фундаментов всех построенных зданий, а также для сооружения подвальных помещений под домами использовались тесаные камни от шлюзовых камер. Эти шлюзовые камеры были построены Петром I при сооружении Ивановского канала (1701 - 1709 гг.).
По обе стороны от магазина были возведены два жилых деревянных дома. Один из них - двухэтажный, где жил сам Чесноков (ныне там помещается вневедомственная охрана), второй - одноэтажный, он был предназначен для жилья продавцов и служащих купца. Ему же принадлежали 6 магазинов и гостиница в Узловой, были торговые точки и на других железнодорожных станциях.
При станции находились дровяные склады с лесопилками. Жители близлежащих населенных пунктов могли покупать не только круглый лес, но и доски, тес и другие пиломатериалы. Просматривая записи и дневники предводителя земства Епифанского уезда князя Голицына, мы установили, что купцы Чесноковы и Бирюковы закупали древесину у князей Голицыных, владевших Бучальским лесом.
В 1910 году купец Чесноков построил общеобразовательную школу, открыл ее и до 1917 года был ее попечителем. Школа находилась почти на месте современной 5-й средней школы. Первый выпуск школы состоялся в 1939 году.
Начало 20-го века ознаменовалось новым строительством. При железнодорожной станции была построена нефтебаза, а несколько позднее - почта, магазин, столовая с южной стороны вокзала. Они были уничтожены немецко-фашистскими захватчиками при отступлении 10 декабря 1941 года.
При строительстве железной дороги западнее вокзала, в овраге была сделана плотина, образовалось небольшое, но достаточно глубокое водохранилище, которое существует и поныне. Называют его по-старому: Казенный пруд.
При железнодорожной станции появилось несколько предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и леса.
Затем появилась кузня с небольшой мастерской по ремонту и изготовлению металлических частей. Она находилась в нескольких десятках метров от железной дороги в районе современного Пушкинского проезда. Кузня обслуживала ямщиков, работавших на большаке по перевозке пассажиров станции Епифань. Кузнецами и мастерами работали переселенцы из Гранок отец и сын Васильевы. В те же годы появились небольшие мастерские, выполнявшие заказы проезжавших через железнодорожную станцию Епифань. Славился мастер по сапожному делу Иван Замятин. Неплохими портными считались Ушаковы и Герасимовы. Для всех мастеров требовалось жилье. Так появились маленькие заводики по производству кирпича, сырье для него имелось в изобилии в окрестностях. Один из заказчиков располагался около Карачевского озера, работал до начала 30-х годов. Второй - около Казенного пруда, где располагались потом овощехранилища ОРСа.
До начала XX века земли вокруг железнодорожной станции Епифань принадлежали помещику Ладыженскому, одно время бывшему предводителем дворянства Епифанского уезда. В журнале "Столица и усадьба" за 1916 год есть статья о пребывании Л.Н. Толстого в Молоденках. Ее иллюстрирует снимок, на котором Лев Николаевич сфотографирован с Ладыженским.
В конце прошлого века около Карачевской церкви, точнее, под ее стеной, был построен склеп для Ладыженских. Там и сейчас находятся три гроба: самой помещицы Ладыженской, ее дочери и зятя Вишнякова. Один из гробов в начале века взорвался. Об этом рассказывал сын священника Карачевской церкви Василий Александрович Протасов, с которым мы часто встречались в начале 50-х годов.
Он же рассказал, как проникнуть в этот склеп. Склеп и вход в него находятся в шести метрах от церкви. Усадьба Ладыженских была около Карачевского озера, на окраине леса, в полутора километрах от железнодорожной станции Епифань. Местность эта была необычайно красива. Около леса находилось озеро с островком в средней его части. Островок был красиво озеленен, украшала его ажурная беседка, а попасть туда можно было только на лодке.
От усадьбы к озеру спускалась деревянная лестница. К востоку от лестницы располагался большой фруктовый сад. С восточной стороны озера находилась земская школа, построенная в 70-х годах прошлого столетия, дом священника и здания для обслуживающего персонала владельца усадьбы. Эта часть Карачева называлась Никольским. Карачевская усадьба была построена из дерева в русском стиле и была неповторимой красоты. Л.Н. Толстой, направляясь к Самариным в Молоденки или в Никольское к Раевским, всегда останавливался в Карачеве.
Священниками в Карачевской церкви со дня ее постройки и до закрытия (1938 год) служили Протасовы, потомки которых живут в нашем городе и поныне.
До 1883 года, то есть до постройки гостиницы купцом Чесноковым, из населенных пунк-тов, расположенных севернее железнодорожной станции, попасть к вокзалу можно было только через переезд на большаке (он там находится и в настоящее время), от которого нужно было повернуть направо и мимо кузни проехать по дороге, где сейчас тянутся проезд Пушкина и улица Вокзальная. А со стороны Гранок к вокзалу ехали через переезд, что у Казенного пруда, по плотине и далее до вокзала. Позже севернее современной водонапорной башни КРЭМЗа была проложена дорога правее старого большака, шла она мимо школы (сейчас - средняя школа № 5) и дома купца Чеснокова. Переезд через железную дорогу был сделан между нынешним переходным мостом и зданием отделения милиции. Вход для служащих станции был отдельный. Вокруг было много зелени, соблюдалась абсолютная чистота; служащие, одетые в особую форму убирали территорию метлами. Из разговора со старожилами мы знаем, что даже бумажку бросить не каждый решался. Неплохо было бы сохранить такую традицию.
Июнь 1929 года вписал еще одну строку в историю Кимовска: семь комсомольцев Михайловки организовали колхоз.
Первым руководителем колхоза был М.С. Васильев, проживавший на улице Советской (в четвертом доме от вокзала). Михаил Сергеевич вспоминал: "Мы долго думали над вопросом, как же нам назвать свой колхоз, и обратились к старшим товарищам из райкома. Они на это нам ответили: "В этом году исполняется 10 лет со дня образования Коммунистического Союза Молодежи КИМа, вот и назовите свой колхоз имени 10-летия КИМа". Мы так и сделали. Прошло какое-то время, и колхоз просто стал называться имени КИМа. А позже так стали называть и весь поселок, а затем и весь район. Правление колхоза располагалось на улице Кирова, рядом с бывшим районным Домом культуры".
В конце июля - начале августа 1924 года был образован Карачаевский район с центром в поселке Михайловка. Это было сделано при разукрупнении Епифанского уезда, территория которого была очень большой, что затрудняло управление и сообщение.
Уезд простирался от железнодорожной станции Клекотки и Лебяжьего Усада на востоке до современного Киреевского района на западе, от Иван-озера на севере до Крестов и Птани на юге. Все районные организации располагались в здании бывшей чесноковской гостиницы, где находится в настоящее время отделение милиции. А руководители и служащие районных организаций жили в доме помещика Ладыженского. Жили они коммуной. Подробности их жизни и быта нам описывал А.М. Левицкий, работавший тогда секретарем райкома партии, и В.А. Протасов, который работал при доме руководящих работников. Василий Александрович был водовозом, выполнял другие поручения коммунаров. Потом в этом здании была размещена районная (Карачевская) больница. Первым врачом районной больницы была Аронова, переведенная сюда из Гранок.
Как уже было сказано, секретарем РК ВКП(б) работал А.М. Левицкий. Последние годы своей жизни Алексей Михайлович был председателем комиссии по сельскому хозяйству при Президиуме Верховного Совета СССР. Председателем РИКа был П.С. Гореликов, а заместителем его - Г.Т. Старцев. Секретарь РИКа И.Н. Дивин по-следние годы жил в нашем городе на улице Кирова, мы с ним часто встречались. Начальником милиции в те годы служил В.И. Осокин. Секретарем райкома комсомола работал Михаил Кареев.
В то же время был образован Карачевский сельсовет. Председателем его был Ф.П. Федотов, а секретарем - П.Д. Трифонов. Ветеринарный пункт в поселке Михайловка возглавлял Н.И. Васин, а районный агропункт - агроном Н.Б. Степанов. Во главе народного суда стоял В.М. Кузьмин.
В доме, где в настоящее время находится вневедомственная охрана, располагался Епифано-Узловский райсоюз, который объединял несколько районов, в том числе и Карачевский. Председателем райсоюза был С.А. Савин, его заместителем - Я.А. Володин. Отдельно было создано Михайловское потребительское общество во главе с В.С. Сидоровым и Д.Н. Ерохиным. Район Карачевским назывался до 29 февраля 1926 года. Постановлением Президиума ВЦИК от этого числа он был переименован в Михайловский. 31 декабря 1930 года в связи с ликвидацией Тульского и Рязанского округов областным центром для нас стала Москва. Так в Московской области стало два Михайловских района, и притом расположенных рядом. Поэтому Михайловский район бывшего Тульского округа был переименован в Кимовский (по названию колхоза).
Наступило тяжелое время для всего нашего народа - Великая Отечественная война. В начале ноября 1941 года Кимовск был подвергнут воздушной бомбардировке. Дело было днем. В красном магазине продавали населению последние товары, чтобы они не попали в руки фашистов или мародеров. В это время налетел фашистский стервятник и стал сбрасывать бомбы на город и железную дорогу. Одна из сброшенных бомб попала в магазин, пробила крышу, потолок и взорвалась внутри здания. А там были люди. Около двух десятков человек погибли.
В 10 часов утра 21 ноября 1941 года войска немецко-фашистских оккупантов захватили железнодорожную станцию Епифань и поселок Михайловка. Менее трёх недель хозяйничали фашисты в нашем поселке, но и за это время успели нанести огромный урон хозяйству. Были сожжены почта, больница, столовая и все жилые дома на улице Советской, разграблены все общественные здания. Убиты три жителя поселка: конюх, за то, что не скоро подал сбрую, комсомолец Жуков и больной старик (глухой) - за то, что не обернулся на окрик немца.
Подробно о причиненном ущербе поселку и железнодорожной станции Епифань можно узнать из актов комиссии по учету ущерба, нанесенного поселку и району немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации. Кимовчане в такое тяжелое время остались верны своему народу, своей Родине. Взять хотя бы такой пример. При отступлении наши войска вынуждены были оставить своих раненых товарищей. Население скрывало их от фашистов, а ведь тем, кто скрывал раненых, по приказу оккупантов грозила верная смерть. Врач районной больницы Эмма Николаевна Воробьева ночами делала перевязки. Она хорошо знала, чем это может кончиться, ведь ее близкую подругу из Гранковской больницы - Валерию Александровну Ефремову - за это повесили.
10 декабря 1941 года фашистские варвары отступили под ударом наших войск. Станция Епифань и поселок Михайловка были осовобождены войсками 10-й армии, 1086-м полком 323-й стрелковой дивизии. Командовал полком А.А. Богданов (в конце войны полковник).
Вот как рассказывал Александр Александрович: "Часов в двенадцать ночи 9 декабря штаб полка, которым я командовал, остановился в деревне Урусове, что в трех километрах от станции Епифань. На железнодорожной станции находились немцы. Чтобы узнать, какими силами располагает противник, я послал разведку. Часа в три ночи, уже 10 декабря, мне доложили, что немцев на станции всего несколько десятков и что около дома, где они находятся, стоят три автомашины. Мы точно установили, что отступать немцы могут только в сторону Епифани. Необходимо было перекрыть путь отступления фашистам. Для этой цели было дано задание третьему батальону полка под командованием ст. лейтенанта ГА. Зотова: обойти Карачевский лес с востока, зайти на южную сторону его и занять шоссе, идущее от железнодорожной станции на город Епифань.
Так как немцев на железнодорожной станции было мало, я решил артиллерию не применять, чтобы не разрушать станцию и дома мирных жителей. Как только стало рассветать, мы дали по немцам несколько выстрелов из 120-миллиметрового миномета и пошли в атаку.
2-й батальон под командованием ст. лейтенанта С. Харламповича наступал от Двориков вдоль железной дороги в сторону вокзала. А первый батальон под командованием ст. лейтенанта Черных наступал севернее, обходя железнодорожный вокзал с запада. Немцы не ожидали такого стремительного наступления, выбежали из двухэтажного дома, сели в машины и стали отступать в сторону Епифани, как мы и предполагали".
А вот что рассказал нам при встрече в Ленинграде ГА. Зотов, который проживал там последние годы своей жизни: "Мы обошли Карачевский лес и устроили засаду на шоссе около каких-то домиков. Когда три немецкие машины с солдатами выехали на подъем шоссе в Карачевском лесу, мы выстрелили по головной из 45-миллиметрового орудия и попали прямо в мотор. Вторая машина пыталась ее объехать с левой стороны, но перевернулась в глубокий кювет. (Там местные жители брали песок для стройки). Третью машину немцы бросили и пытались бежать в лес. Но там была наша засада. Немецкий отряд был полностью уничтожен". Среди убитых немцев, по словам А.А. Богданова, был немецкий полковник, видимо, из окружения Гудериана, о чем писал маршал Ф.И. Голиков в своей книге "В Московской битве". Так были освобождены железнодорожная станция Епифань и поселок Михайловка. Командир 2-го батальона Сергей Харлампович, который освобождал станцию Епифань, погиб на второй день при освобождении деревни Люторичи.
Когда к нам попали такие сведения, мы установили адрес его дочери Светланы, жившей в Крыму, сообщили, где захоронен ее отец. Она приезжала сюда и передала несколько писем отца, присланных с фронта. Он работал учителем русского языка и литературы в одной из школ Москвы. В письмах было несколько стихотворений, посвященных жене и дочери. Погибших при освобождении станции Епифань похоронили около шоссейной дороги, на северной окраине Карачаевского леса. Позже в эту братскую могилу перенесли останки воинов, погибших в боях за Алексеевку, Дудкино, Хомутовку и Белоозеро. Всего там покоится прах 156 воинов. Вначале на этой братской могиле был установлен простой памятник: воин со склоненной головой, местные жители называли его Алешей. Сооружение памятника, который стоит ныне, началось в ноябре 1974 года. Открыт он был 9 мая 1975 года. Проект памятника разработали О.П. Тихонов и К.К. Лаврентьев. Автор скульптурной группы - М.Ф. Прокофьев. Памятник изготовлен в Туле.
Как только была освобожден на от немцев наша местность, немедленно начались восстановительные работы. Надо было готовиться к весеннему севу.
Лошадей почти не было, за исключением оставленных нашими воинами, покалеченных и непригодных к фронтовым нагрузкам. Пахали на коровах. Копали землю лопатами. Нередко можно было видеть, как несколько женщин, впрягшись в однолемешный плуг или соху, пахали землю. А за плугом или сохой тащился дряхлый старик. Но люди верили в победу, работали днем и ночью. Несмотря на трудности, первая военная посевная прошла успешно. Для всех в те годы был главный лозунг: "Все для фронта, все для победы!".
Несмотря на трудности, в поселке Михайловка была организована мастерская по пошиву теплой одежды фронтовикам. Шили полушубки, теплое белье, а надомники вязали носки, варежки, перчатки, шили кисеты и носовые платки.
В этой работе принимали активное участие и дети. Обычно дети младшего возраста вкладывали в кисеты записки с просьбой скорее добить фашистов и вернуться домой с победой. Дети более старшего возраста, десяти-двенадцати лет, работали на полях и в мастерских наравне со взрослыми.
В Скопине Рязанской области находился госпиталь. Жители Михайловки и окрестных деревень взяли над ним шефство, часто ездили в этот госпиталь с подарками для раненых. На месте поселка Мирного была построена салотопня для изготовления мыла. Хотя мыло было невысокого качества, но в те годы и такое было большой ценностью. Мастером этого производства был житель Михайловки Исак Савельевич Франк. Проживал он на проезде Пушкина.
В начале весны 1943 года в наш район стали поступать эвакуированные из прифронтовой полосы Орловско-Курской дуги. К нам прибыли жители Орловской области. Некоторые из эвакуированных приехали, даже не имея необходимой одежды. Начался сбор одежды и питания для прибывших. Собранные вещи и продукты складировались сначала в Михайловке, но в связи с налетами фашистской авиации склады были перенесены в деревню Зубовку, где они и находились до конца войны.
Когда в первый год войны был захвачен и выведен из строя Донбасс, ставку сделали на Мосбасс: стране нужен был уголь. Еще в годы гражданской войны за Карачевским лесом пытались построить шахту. Там до угольного пласта было всего 5-6 метров. Но в связи с тем, что земли нужно было осушать, строительство было прекращено.
В 1943 году на поле Реневского сельсовета (ныне территория колхоза "Новый путь") началось строительство угольных шахт. В начале были построены Гранковские шахты - 1-я, 2-я, 3-я, 4-я и 5-я, затем 6-я, 11-я, 12-я и другие. Позже было освоено Зубовское месторождение, где было пять шахт, и последними были построены шахты Новольвовского месторождения.
Вступил в строй Кимовский угольный разрез с обогатительной фабрикой. Росло число рабочих. Был открыт Кимовский радиоэлектромеханический завод (КРЭМЗ). Город рос и процветал, получил статус рабочего поселка (по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1948 года). В 1952 году рабочий поселок Кимовск был отнесен к разряду городов районного подчинения. А 22 февраля 1958 года Кимовск был причислен к городам областного подчинения. Михайловка до 1938 года относилась к Карачаевскому приходу. Большинство жителей Михайловки, несмотря на атеистическую пропаганду, совершали все православные обряды (крещение, молебны, отпевание и так далее) кто где мог. В 1997 году в здании бывшего Чесноковского магазина, который в разговорной речи всегда назывался "красным", так как построен из красного кирпича, открылась церковь во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Несколько слов об этой иконе. В списке чудотворных икон Божией Матери Русской православной церкви значится икона "Утоли моя печали". Празднуют день этой иконы 7 февраля по новому стилю (25 января по старому). По церковным данным, она была привезена в Москву в 1640 году, во время царствования царя Алексея Михайловича (Тишайшего). В церковном календаре на 1996 год об этой иконе говорится следующее: "Сия икона находится в Москве, в церкви святого Николая, что в Кузнецкой слободе в Заречье, и привезена в Москву во время царствования Алексея Михайловича".
Предание сохранило память о первом прославлении иконы во второй половине XVII века. Одна женщина знатного рода, жившая вдали от Москвы, страдала расслаблением. Врачи оказались бессильны. И вот явился ей образ Богоматери, послышался голос: "Вели себя везти в Москву. Там в церкви святого Николая есть образ Божией Матери с надписью: "Утоли моя печали". Молись перед ней и получишь исцеление".
Больная пришла в сознание и велела везти себя в Москву. В указанном храме иконы не оказалось, и священник велел принести иконы, имевшиеся на колокольне. И вот внесли образ Богородицы "Утоли моя печали", до того покрытый пылью, что едва можно рассмотреть лик ее.
Больная, давно от слабости не говорившая, громко воскликнула: "Она! Она!" - и перекрестилась. А когда после молебна приложилась к иконе, то почувствовала в себе столько силы, что встала на ноги, вышла из церкви и вернулась домой совсем здоровой... Это свершилось 25 января по старому стилю. С тех пор в этот день совершается празднество чудотворной иконы. Всего же чудотворных икон Божией Матери в Православной церкви 191. 13 церквей нашего района (до начала 30-х годов) были построены в честь Божией Матери.
К ноябрю 1997 года все угольные шахты в районе были закрыты. Некоторые из них выработались, а другие посчитали нерентабельными. В первое время на территории закрытых шахт создавали новые предприятия, такие, как завод гидроагрегатов, ЦЭММ, ОЭП полиграфии, ДРСУ, "Метеоприбор" и другие. В последнее десятилетие XX века многие предприятия закрылись, не смогли развиваться и действовать в новых условиях, другие работают в половину мощности. Такие предприятия, как КРЭМЗ и угольный разрез, которые являлись гордостью Кимовска, влачат жалкое существование. Город стал получать меньше денег на содержание инфраструктуры. Водопровод, канализация, уборка города - все требует вложений и заботы.
Каковы географическое положение и природные условия нашего города? Кимовск (район) расположен на востоке Тульской области. Самая восточная точка области и нашего района расположена на 38° 57' восточной долготы. Координаты же нашего города (центра) таковы: З8°35' восточной долготы и 53°56' северной широты. Кимовск расположен на отрогах Средне-Русской возвышенности, точнее, на Окско-Донской низменности. Рельеф - слабохолмистая равнина (низменность) с высотой 180 м над уровнем моря.
Это западная часть Окско-Донского водораздела. Климат умеренно-континентальный. Среднегодовая температура - плюс 4,1°, июльская - плюс 18,3°, январская - минус 10°. Снег лежит, по многолетним наблюдениям, с 14 - 20 ноября и тает обычно в конце марта - начале апреля. Местность наша относится к лесостепной зоне. Леса занимают только четыре процента территории района. Почвы выщелоченные (деградированный чернозем). При внесении удобрений может давать свыше 30 центнеров пшеницы с гектара.
В районе и поблизости от города много торфа (наибольшие залежи в области).
К югу от города есть запасы лечебных грязей (они уже применялись в профилактории горняков), а к востоку от города имеются залежи фосфоритной руды.
Мест, не подверженных влиянию человека, совершенно не осталось.
В окрестностях города встречаются животные, переселившиеся из других областей - лоси, кабаны. Поселились у нас и другие животные и птицы, которых ранее не было: чайки, ласточки, береговушки, ондатры и даже один вид оленей.